Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи  


[Тарас Шевченко. Зібрання творів: У 6 т. — К., 2003. — Т. 5. — С. 213-219.]

Попередня     Головна     Наступна             Варіанти             Коментарі





[АРХЕОЛОГІЧНІ НОТАТКИ]


ПЕРЕЯСЛОВ


В цитадели древней крепости, или в вышнем городе, церковь Успения Пресвятыя Богородицы. Та самая, в которой присягал Богдан Хмельницкий на верность московскому царю, сгорела, и на том месте в 1760 году построена новая по образцу древней, деревянная о девяти византийских куполах с крещатыми окнами во фронтонах. А при Феодосии преосвященном Переяславском в 1825 году возобновлена; внутренность осталась в прежнем виде, а наружность, к сожалению, до варварства искажена. Невозможно смотреть на нее, а не только рисовать. И еще больнее, по описи видно, что в прежней церкве хранились древние серебряные вещи, из которых сделаны шаты на наместные образа. Пощадили только три вещи и то по причине невысокой пробы серебра.

1. Первая: лампада с греческой вокруг надписью, 1664. Вторая: образ из трех тонких серебряных досточек, скрепленных гвоздями, с следующею надписью:

Сія икона зопсована отъ перехресть, которую казалъ оправить Его мость панъ полковникъ Переяславскій Стефанъ Сулима.

Буквы в надписи перемешаны русские с латинскими. Икона величиною в 5 и 4 вершка. Живопись порядочная, изображены Пречистая Дева с Предвечным Младенцем, Святитель Николай и Святые Димитрий, Прокопий, Пантелеймон и Георгий.

Третья: чаша серебряная, вызолоченная, на нижних краях с следующею польскою надписью:

Marina Chalecka Piotrowa Redzierzaska na cźeść panu Bogu naiswiętszei Matce jego offiaruie do kosciola kolegium pinskie[g]o 3. I. roku 1638 1.


1 Марина Халецька, дружина Петра Редзєжаска, на честь Пана Бога Його Найсвятішій Матері жертвує до костьола Пінської колегії 3. I. 1638 р. — Ред. /214/






2. Крест серебряный, вызолоченный, вышиною в аршин, приделанный к бунчуковой булаве, с надписью на нижнем конце:

Сей честный крестъ бывший славутный многогрЂшный рабъ Божій создалъ Артемій Огрызко війтъ Переяславскій и отдалъ до церквы Божоі, Пресвятыя Богородицы въ городъ Переяславъ для процеси [и] року от народзеня Сына Божого — ≠ах̃иі 1.

Евангелие писанное чернилом и киноварью красивыми славянскими буквами вроде почаевских, на последнем листе написано скорописью под титлами:

во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь. Изволеніемъ Божіимъ и — Святаго и животворящего Духа, задержанья великого кроля третего Жыкгьмунта а пры пануваню его милости пана кЂевского Адама старосты — в року ≠а̃х̃-п̃ 2.

Оправлена черным бархатом с грубыми железными украшениями.

В той же цитадели церковь С. Михаила, по преданию бывший монастырь, построенный каким-то князем черниговским Михаилом. Ни снаружи, ни внутри не осталось никаких признаков ее древности, окроме колокольни и при ней трапезы, где теперь помещается уездное казначейство.

3. Бывший монастырь, ныне Соборная церковь во имя Вознесения Господня, построенная 1701 года гетманом Мазепою, великолепная снаружи и до невозможности искажена внутри возобновлениями. В ризнице хранится удивительное по работе Евангелие, приношение гетмана Мазепы. Московской печати ≠ах̃чи 3 надписью на оправе славянскими буквами:


Сіе Евангеліе справилось коштомъ и накладомъ: его царского пресвЂтлого величества войска Запороского Гетмана, и славного чину Святаго Апостола Андрея кавалера Іоана Мазепы року ≠аψ̃а 4 іюня въ а̃ 5 день. ДЂлалъ иноземецъ Дробусъ.


В той же ризнице хранится плащаница, шитая шелком и золотом, приношение какого-то господаря молдавского Петра с надписью кругом, славянскими буквами, в конце выставлено ≠зξ̃θ 6 року. Надпись я прочитать не мог по тесноте и ветхости букв.


1 1618.

2 1680.

3 698.

4 1701.

5 1.

6 7069. /215/



В скромной семинарской библиотеке хранится два Евангелия, писаны на пергамени изящными славянскими буквами, чернилом и киноварью — с прекрасными разноцветными рисунками по золоту. Первое писано в 7053 году с надписью в конце евангелиста Марка:


Изволеніемъ Отца и поспишеніемъ Сына и свершешемъ Святаго Духа, Благочестівіи и христолюбивіи Іоанъ Петръ воевода Божію милостію Господарь земли Молдавскія сынъ старого Стефана воеводы сътвори и скова сей тетроевангел и даде его въ мольби себе въ новозданной своей цер[к]ви о срЂди лЂто трга сучавского и диже е храмъ Святого великомученика Мироточиваго Дмитрія, въ лЂто ≠зн̃г 1 мисяца Генваря s̃ 2 день.


Ниже:

Сіе тетроева[н]гель списано михаиломъ Діакономъ.


Второе Евангелие, также на пергамени, изящнее и роскошнее первого, писано малороссийским наречием ≠афн̃s 3 года, с надписью на краях первых листов:


Сіе Евангеліе прислано и дано отъ Ясневельможного Его милости пана, пана Іоана Мазепы, войскъ его царского пресвЂтлаго величества запорозкихъ, обоихъ сторонъ Днипра Гетмана, и славного чина Святого Апостола Андрея кавалера до престола Переясловского епископского, который отъ его жъ милости созданъ отъновленъ, и драгоценными утварьми украшенъ при преосвященномъ єпископи Захаріи Корниловычи року ≠аψ̃а 4 апреля зі̃ 5 день.



1 7053.

2 6.

3 1556.

4 1701.

5 17.



Это Евангелие подробно описано г. Бодянским в «Журнале Министерства народного просвещ [ения]» № 5, 1836 года, м. май.

Переяслов и окрестности его были б чрезвычайно интересны своими укреплениями и курганами, но о них сохранились только названия и почти никаких преданий в народе.

По Киевской дороге в пяти верстах от Переяслова над самой дорогой три высокие кургана, называемые Трибратни могилы.

По Золотоношской дороге в семи верстах от города высокий курган, называемый Богданова могила. И тут же недалеко впадает в древнее русло Днепра бесконечный вал, неизвестно когда и для чего построенный.

Между местечками Березанью и Яготыном в 15 верстах от Переяслова огромное древнее земляное укрепление, план ко/216/торого никак понять нельзя по различным направлениям валов. Предание говорит, что какая-то княжна Переясловская Домна защищалась здесь от неприятелей (неизвестно от каких) и была ими побеждена, и укрепление разрушено, почему и названо Выбле, то есть выбылое, оставленное.

4. На месте, где по преданию убит князь Борис, построена недавно церковь (отсутствие всякого понятия о изящном, и снаружи, и внутри), в ней стоит у иконостаса величиною в три аршина серого гранита крест с высеченною надписью:


Сей крестъ здЂ на мЂстЂ семь убіенно святаго страстотерпца Христова Бориса великого князя російськаго, водрузи Григорій Бутовичъ протопопъ переяславскій споспЂшествовалъ во ономъ Селивана Кириловича Билого, головы стрЂлецкого, лЂта отъ сотворенія міра ≠зро̃а 1 отъ Р.Х. ≠ахξ̃а 2 маія в̃ 3 дня.


На обороте:

а дЂлалъ крестъ сей Харько безпалчій мельникъ съ товарищемъ своимъ Мартыномъ.



1 7171.

2 1661.

3 2.





ТЕЛЕПЕНЬ


Между Яготыном и Пирятыном, к северу от большой дороги в 13 верст[ах], большое земляное укрепление, расположенное довольно правильно, — называется Телепень по имени разбойника, укрывавшегося здесь в половине прошедша столетия. Замечательно, что в этом укреплении остались следы каменных построек — кирпич обыкновенной формы.






ЛУБНЫ


1. Кроме монастыря (который хорошо описан в «Полтавских ведомостях» 1845, августа 30), остались земляные укрепления, называемые замком. Внутри укреплений есть провал, но еще никем не разведанный.

2. В семи верстах за Сулою село Солонцы, где взят в плен гетман Налывайко. К северу невдалеке небольшое укрепление.

3. В сорока верстах от Лубен над Сулою местечко Лукомья, между земляными укреплениями осталась незначительной величины каменная четырехугольная башня, обращенная в колокольню. На верху вместо креста московский орел. /217/




ХОРОЛ


В 20-ти верстах от Хорола в имении г. Родзянко над рекою Хоролом на горе — поросшее ясиновым лесом и заваленное кирпичом укрепление, называемое Мечеть. Недавно стояла там круглая высокая башня. Но владелец, искавши клада, подрыл фундамент, и она разрушилась. Невдалеке высокий курган, тоже разрытый и заваленный кирпичом...





МИРГОРОД


Между г[ородом] Миргородом и местечками Богачкой, Устывицей и Сорочинцями все возвышенности заняты разной величины укреплениями, я насчитал более сорока, исключая сторожевых курганов, некоторые из них имеют названия, както: Мордачевы, Аубовы, Королевы, но когда, для чего они построены — народное предание молчит. Самое огромное из этих укреплений — это Королевы могилы, близ местечка Сорочинец.






ЧЕРНИГОВ


1

В цитадели древней крепости без лафетов лежат три больших крепостных пушки, довольно грубой работы, без украшений и надписей, к которому времени они относятся — неизвестно, — такие же пушки есть и в Городне.


2

Храм Спаса, заложен Мстиславом Удалым, между 1026 и 1036 годами, достроен племянником его Святославом Ярославичем в 1060 году. После разорения Батыем, 1240, простоял в запустении 436 лет, т.е. до 1675 года, и возобновлен генеральным обозным Василием Дунин-Борковским; внутри храма ничего не осталось, кроме двух букв Θ и І, вероятно, была надпись, которая во время обновления заложена кирпичом.


3

При копании фундамента для колокольни, в нескольких шагах от храма Спаса, найдены два серебряных идола, из которых по воле гетмана Мазепы сделаны царские врата, с надписью внизу: «1702 года оные врата наданы в теплую Борисо-Глебскую церков». /218/


4

Борисоглебская церковь (по лет [описи] Нестора) построена в 1123 году Черниговским князем Давидом Святославичем. Но сохранились ли стены древней церкви, неизвестно. Во время владычества поляков церковь эта была обращена в кляштор доминиканов, по изгнании поляков архиепископ Лазарь Баранов[ич] обновил и освятил церковь, и в 1693 погребен в ней. Феодосии Углицкий, почитаемый святым тоже, архие[рей] Черни[говский], погребен 1695, в этой же церкви.


5

Церковь Успения Божией Матери (в Елецком монастыре) построена в 1060 году княз[ем] Святославом Ярославичем. Церковь и монастырь были разорены Батыем, а за владычества поляков обращены в кляштор иезуитов. В 1671 году церковь и монастырь возобновлены; кроме стен, ничего не осталось от первобытного величия этого монастыря.


6

Против означенного монастыря в саду курган, воспетый Немцевичем. Предание говорит, что еще до христианства там погребена княжна Чарна — или Цорна.


7

Троицкий монастырь (вне города). Благословением Лазаря Барановича построенный гетманом Мазепою. В архиерейской ризнице хранятся многие редкие утвари, но, к сожалению, без надписей, в числе любопытных вещей: ковчег, дар Мазепы, в коем хранится рука С[вятого] Онуфрия.


8

Церковь св. Параскевии, именуемой Пятницею, коей построение относят ко временам владычества поляков. Кем и когда построена — неизвестно, в ней находится чаша — дар гетмана Ивана Мазепы с следующей надписью:


во благовременное реіментарство щаслывого панування свого, Ясневел[можний] его милость панъ Іоанъ Мазепа Гетьманъ войскъ Его Цар[ского] Пресв[етлого] велич[ества] запорозькыхъ, сей келихъ до храму Пресвятыя Богородицы во весь Мохнатинъ наданъ року 1697, м. Іюнія 23.


9

При Ильинской церкви около Троицкого монастыря есть пещера, вырыта святым Антонием, где он скрывался от киевского князя Изяслава. /219/


10

Дом семинарии, прежде принадлежавший полковнику Павлу Полуботку. Библиотека при семинарии из латинских и греческих книг.


11

Горностай, польский полководец, в 1612 году разорил Чернигов так, что он оставался необитаем 12 лет (у Голятовского).


12

Между многими редкими вещами архиерейской ризницы есть стопа серебряная, вызолоченная, с следующею надписью:


чаша сія трапезная; на трисвятое, вчинися в монастыру Троицкому Густынскому при отцу игумену АвксентіЂ року ≠ахξθ 1 декаб[ря] к̃а 2.

Вышина 8 вершк[ов] в диаметр[е] 3 верш[ка].


Евангеліє ≠ах̃лs 3 ав[густа] в̃ 4 въ ЛвовЂ, Благословеніемъ ПреосвященЂйшаго Киръ Петра Могилы.



1 1669.

2 21.

3 1636.

4 2.












Попередня     Головна     Наступна             Варіанти             Коментарі


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



 


Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.