Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи  


[Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 99-101; 490-491.]

Попередня     Головна     Наступна





В. В. Ковалев

ВОСПОМИНАНИЯ О Т. Г. ШЕВЧЕНКО



В 1844 году я поступил в Академию художеств; тогда же Тарас Григорьевич за исполненную им программу «Мальчик с собачкою» получил звание художника. Я, подобно многим нашим землякам, стремящимся к художественному образованию, приехал в столицу с ничтожными денежными средствами. В таком положении обыкновенно сближаешься с подобными же себе товарищами и устраиваешь жизнь свою сообща, как можно проще, и вот, сойдясь с такими же тремя юношами — Карпом, Гудовским и Роговым, — мы заняли в доме Бема на Васильевском острове в 1-й линии весьма скромное помещение, состоящее из одной проходной комнаты с перегородкой. За перегородкой жили мы четверо, а налево, не доходя до перегородки, вела дверь в другую комнату, которую занимал Тарас Григорьевич. Это была уютная комнатка с одним окном, убранная заботливой женской рукою кисейными занавесками. Мы, как новички, только что поступившие в Академию, смотрели на Тараса Григорьевича с подобострастием; в наших глазах это был уже законченный художник и притом еще поэт, получивший уже среди малороссов известность. Случалось, что Тарас Григорьевич, когда, бывало, захочется отвести душу народной песней, выходил к нам за перегородку, садился на единственный стоявший в комнате деревянный диван и говаривал: «А нуте, хлопцы, заспиваем!» Карпо брал свою скрипку, Гудовский держал баса — и при помощи наших молодых тогда голосов песня лилась, и мы забывали нашу тяжелую нужду. Чаще всего при этом пели песню из сочинений Тараса Григорьевича: «Ой повій, вітре, з великого лугу, та розвій нашу тугу», эту песню он и сам пел с нами и руководил пением, и напев к ней был им же сочинен, пели, конечно, без нот. Тарас Григорьевич в то время был в дружественных отношених с Брюлловым К. П., у которого часто собирались два брата Кукольника, вечера у них кончались не всегда благополучно. Брюллов наконец не выдержал и, разойдясь с Кукольниками, впоследствии говаривал: «Черт бы их побрал, я чуть не сделался через них горьким пьяницей». К тому же времени относятся и шалости Брюллова карандашом: так, в альбоме Тараса Григорьевича я видел карикатуру, начерченную Брюлловым, где Тарас Григорьевич изображен с растопыренными пальцами, за ногтями которых была намазана чернейшая грязь; в том же альбоме было много эскизов друга Тараса Григорьевича — Штернберга (из Диканьки), необыкновенно талантливого молодого челове-/100/ка, отправленного за границу для усовершенствования и там, к сожалению, умершего. Из числа эскизов Тараса Григорьевича в этом альбоме лучшим был «Король Лир», нарисованный сепией. Энергическая фигура короля была почти в нагом виде, с факелом в руках, в припадке безумия бегущего поджечь свой дворец. В таком положении мне никогда не случалось видеть «Короля Лира» на сцене при выполнении этой роли лучшими артистами. Эскиз Тараса Григорьевича производил сильное впечатление и но эффектному освещению. Тарас Григорьевич готовился его исполнить, но неблагоприятные обстоятельства тому воспрепятствовали; тут же был эскиз «Мальчик с собачкой», за исполнение которого он получил звание художника.

Хотя Тарас Григорьевич как поэт пользовался уже большою популярностью в среде своих земляков, но великороссы, ученики Академии, не понимая малороссийского языка, не могли ценить его поэтического таланта. Около 47 года Тарас Григорьевич предпринял издание альбома «Живописная Украина», которого была выпущена одна тетрадь в небольшом количестве экземпляров, тетрадь эта состояла из четырех рисунков: «Дары в Чигирине», «Подача рушников», третьего не помню и четвертый — «Судная рада» (гравированные самим Тарасом Григорьевичем иглой на меди). На этом последнем рисунке с удивительною верностью схвачены экспрессии наших заспоривших на сходке земляков; в числе их изображен, по-видимому, старшина, который, потупив глаза в землю, тычет палочкою в кизяк. Под картиною написано: «Се діло треба розжувать». Теперь это рассказывается как анекдот, и я хочу восстановить в памяти, откуда он взят и кто творец этого сюжета. Издание это, как и вообще всякая другая его деятельность, вследствие ссылки Тараса Григорьевича прекратилось.

Тут уместно вспомнить, что Тарас Григорьевич первый у нас в России начал гравировать иглою на меди по способу и манере фламандцев XVII ст., придерживаясь манеры Рембрандта.

(Здесь автор воспоминаний показал присутствующим образец гравирования Рембрандта и гравюру «Компания», — как образец гравирования Тараса Григорьевича.)

Эта гравюра («Компания») подарена была мне самим Тарасом Григорьевичем в 1859 году. Тарас Григорьевич очень любил этот род гравирования, в котором достиг известной степени совершенства. Я видел в 59-м году у него в мастерской большой, 3/4 арш. в вышину, прекрасный рисунок — «Сосновый лес».

В 47-м году Тарас Григорьевич переселился в Киев преподавателем * при университете.



* Рисования.



По возвращении Тараса Григорьевича в Петербург, ему было отведено в здании Академии помещение рядом с академическою церковью, состоящее из одной комнаты, разделенной на две части: на антресоли и мастерскую; на антресолях стояла его постель. В 59 году я был в Петербурге и посетил его в этой его квартире. При этой встрече я был поражен резкою переменою его внешности: это не был прежний широкоплечий, коренастый, с целыми волосами на голове мужчина в сером сюртуке, каким я его знал прежде, предо /101/ мною был совершенно исхудалый, лысый человек, без кровинки в лице, руки его сквозили до того, что видны были насквозь кости и жилы... Я чуть не прослезился.

Многие, конечно, помнят, какой энтузиазм в то время вызывали литературные произведения Тараса Григорьевича в его земляках и особенно в землячках. Институты на юге России были полны его горячими поклонницами. Разговаривая о прошлом и обратившись к настоящему, Тарас Григорьевич между прочим сказал: «Нынешним летом я приеду к вам в Полтаву, там у меня есть еще товарищ Ткаченко (учитель полтавской гимназии), а вы подыщите мне невесту». Видя его хворым, я в душе не одобрял его намерения жениться, но он прибавил: «Ви не подумайте, що я хочу взяти за себе баришню; мені висватайте яку-небудь попівну, таку, щоб і чоботи з мене знімала». — «Шкода, — кажу, — а як розбере, що ви за чоловік і яку добули собі славу, то зараз скаже, що мені подобає не така доля. Годі вам, Тарасе Григоровичу, тілько лишні клопоти будуть».

Известно, что Тарас Григорьевич, чем более приближался к концу жизни, тем более все думал о женитьбе, известно также, чем кончились его попытки выбрать себе жену из девушек простого сословия, нисколько его не понимавших. Он тешил только свое воображение, для этих же девушек, хоть и простых, но с самостоятельными понятиями и склонностями, никакой гений не заменит молодости. Так и кончил Тарас Григорьевич свой век одиноким.

В Полтаве мне уже не пришлось с ним более видеться. Я выехал в Крым и там спустя некоторое время услышал о смерти его и о том, что прах его провожал до могилы один из моих товарищей по Академии — Григорий Николаевич Честаховский.











В. В. Ковалев

ВОСПОМИНАНИЯ О Т. Г. ШЕВЧЕНКО

(С. 99 — 101)


Опубликовано одновременно в ж. «По морю и суше» (Одесса. — 1896. — № 8 (25 февр.). — С. 135 — 137) с примечанием редакции: «Воспоминания передала нам дочь В. В. Ковалева — Лидия Викторовна Петерсон» и в газ. «Жизнь и искусство» (1896. — 27 февр.). Печатается по ж. «По морю и суше».

Ковалев Виктор Васильевич (1822 — 1894) — художник, в 1844 году посещал рисовальные классы Академии художеств и познакомился с Шевченко. В 1844 году до весны 1845 года жил с Шевченко и И. Гудовским, М. Карпо и К. Роговым в доме Бема на Васильевском острове (теперь 2-я линия, 3). Помогал Шевченко в издании и продаже «Живописной Украины». В 1851 году получил звание неклассного художника. Был преподавателем рисования в Полтаве и Одессе. Встретившись с Ковалевым после возвращения из ссылки в Петербурге, Шевченко подарил ему офорт «Приятели» («Компания»).

...за ...программу «Мальчик с собачкою получил звание художника. — Имеется в виду несохранившаяся картина «Нищий мальчик, дающий хлеб собаке». За нее Шевченко был награжден 27 сентября 1840 года серебряной медалью второго достоинства. Звание неклассного художника исторической и портретной живописи Шевченко получил позже — 22 марта 1845 года.

Карпо Михаил Мартынович (род. в 1827 г.) — украинский художник, родом из Харькова. В 1843 году вступил в Академию художеств. В 1851 году получил звание неклассного художника исторической и портретной живописи.

Гудовский Иван Васильевич (умер в 1860 г.) — украинский художник и фотограф, родом из Пирятина. В 1844 году учился в Академии художеств, помогал Шевченко готовить к изданию и распространять «Живописную Украину». Во время пребывания в Киеве в 1859 году поэт жил у него на квартире. Сохранились три фотографии, которые тогда сделал Гудовский.

Рогов Кузьма Васильевич (род. в 1823 г.) — украинский художник, земляк Шевченко, происходил из мещан Звенигородского уезда, Киевской губернии. Учился в Академии художеств с 1844 по 1849 год. /491/

...«Ой поет, вітре, з великого лугу, та розвш нашу тугу»... — Неточно процитированые строки из поэмы Шевченко «Гамалія».

...два брата Кукольника... — Речь идет о писателе Н. В. Кукольнике и его брате Платоне Васильевиче Кукольнике (умер в 1848 г.), который некоторое время преподавал в Нежинской гимназии высших наук и Виленском университете, в 1838 году вышел в отставку и жил в Петербурге. В 1837 году К. Брюллов написал его портрет.

...в альбоме Тараса Григорьевича... — Альбом Шевченко не разыскан.

Около 47 года Тарас Григорьевич предпринял издание альбома «Живописная Украина»... — Над серией офортов для альбома «Живописная Украина» Шевченко начал работать в 1843 году на Украине, где выполнил ряд этюдов и подготовительных рисунков для него. Альбом задуман как периодическое издание об историческом прошлом, народном быте, обычаях, природе Украины. На средства от распространения альбома Шевченко намеревался выкупить из крепостной неволи своих родственников. В первый выпуск, изданный в 1844 году вошли офорты «В Киеве», «Выдубецкий монастырь в Киеве», «Старосты», «Судный совет», «Сказка» («Солдат и смерть»), «Дары в Чигирине 1649 года».

...«Компания»... образец гравирования Тараса Григорьевича. — Речь идет о произведении Шевченко «Приятели» (1859, офорт, акватинта) по картине масляными красками И. И. Соколова.

...прекрасный рисунок... «Сосновый лес». — Это произведение не разыскано. Никакие другие источники не подтверждают исполнение его Шевченко.

В 47-м году Тарас Григорьевич переселился в Киев преподавателем при университете. — Шевченко был назначен преподавателем рисования в Киевском университете, но к преподаванию приступить не успел в связи с арестом.










Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



 


Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.