Уклінно просимо заповнити Опитування про фемінативи  


[Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 195-196; 503.]

Попередня     Головна     Наступна





Л. С. Мациевич

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ САВИЧ

(Прикосновенный к делу украинского Кирилло-Мефодиевского общества 1847 г.)

(Отрывок)



Мне лично удалось узнать кое-что о жизни Н. И. Савича в Одессе, даже больше: я имел удовольствие видеть этого почтенного старца, разговаривать с ним и даже навестить его в его доме. Расскажу об этом вкратце.

В первый раз я услышал о Савиче в 1885 г. от протоиерея Михаила Ильича Диевского (ум. 16 июня 1893 г.), его старинного приятеля. Протоиерей Диевский — уроженец Киевской губернии, магистр Киевской Академии 1851 г. — был добродушнейший и гостеприимнейший человек и щирый украинец.

Хотя я и услышал о Савиче, но еще не имел повода предполагать в нем тождества с бывшим знакомцем Костомарова, Гулака и других киевлян и с участником роковых Кирилло-Мефодиевских раз-/196/говоров в рождественский праздник 1846 г... Только по прочтении «Автобиографии Костомарова» в «Русской мысли» и особенно после первого свидания с Савичем я стал приходить к этому предположению и поэтому стал, естественно, сильно интересоваться личностью Савича, много видевшею и испытавшею на своем веку... В первый раз я увидел Н. И. Савича случайно 21 марта 1889 г. в одесской публичной библиотеке, в комнате заведывавшего тогда этой библиотекой профес. Влад. Алек. Яковлева, с которым я был хорошо знаком. Савич был уже глубокий старик — среднего роста, плотный, с красноватым, несколько одутловатым лицом и большою окладистою бородою, но еще довольно бодрый и разговорчивый... В разговоре он между прочим упомянул, что он был в Киеве во время ареста Шевченка и что он вез в Париж поэму Шевченка «Кавказ» для передачи Адаму Мицкевичу и передал... Говорил также, что видел Гоголя в Одессе в 1850 г. на обеде у Александра Григорьевича Тройницкого, причем везде были расставлены сочинения Гоголя в разных переплетах — и на столе, и на шкафах — везде *. После этого свидания я пришел к несомненному убеждению, что увидел того самого Савича, о котором Костомаров писал в своей «Автобиографии»...



* Ал. Тройницкий был тогда редактором «Одесского вестника» и инспектором Института благородных девиц. В 1857 г. он перешел на службу в Петербург, был товарищем министра внутренних дел и членом знаменитых «Редакционных комиссий» по крестьянскому делу; сконч. 12 марта 1871 г. в звании члена Государственного Совета.











Л. С. Мациевич

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ САВИЧ

(Отрывок)

(С. 195 — 196)


Впервые опубликовано в ж. «Киевская старина» (1904. — № 1. — С. 229 — 238.). Печатается по первой публикации.

Мациевич Лев Степанович (1843 — 1915) — украинский историк и археолог, исследователь старинных памятников, в частности церковных и монастырских, собрал некоторые материалы к биографии Шевченко.

Савич Николай Иванович (1809 — 1892) — участник Кирилло-Мефодиевского общества, принадлежал к его либерально-буржуазному крылу, выступал с проектами эмансипации женщин и примирения религиозных споров. Шевченко познакомился с ним в 1846 году. Встречался у Н. Гулака. После возвращения из Франции (откуда его отозвали по требованию III отделения) Савича арестовали и выслали в его имение на Полтавщине под наблюдение полиции.

Диевский Михаил Ильич (умер в 1893 г.) — протоиерей, магистр Киевской духовной академии.

Яковлев Владимир Александрович — профессор, директор Одесской публичной библиотеки.

Тройницкий Александр Григорьевич (1807 — 1871) — в 1837 — 1857 годах чиновник для особых поручений при новороссийском и бессарабском генерал-губернаторе. С октября 1857 по ноябрь 1861 года А. Г. Тройницкий был членом Главного управления цензуры от Министерства внутренних дел. Он рассматривал в 1859 году поданные поэтом в цензуру книжки (сшитые вместе) «Чигиринский Кобзарь и Гайдамаки» (СПб., 1844), «Гамалія» (СПб., 1844) и рукописный сборник «Поэзия Т. Шевченко. Том первый». Сделал вывод, что разрешено может быть только новое издание ранее публиковавшихся произведений поэта с новыми цензурными изъятиями в них. /504/











Попередня     Головна     Наступна


Етимологія та історія української мови:

Датчанин:   В основі української назви датчани лежить долучення староукраїнської книжності до європейського контексту, до грецькомовної і латинськомовної науки. Саме із західних джерел прийшла -т- основи. І коли наші сучасники вживають назв датський, датчанин, то, навіть не здогадуючись, ступають по слідах, прокладених півтисячоліття тому предками, які перебували у великій європейській культурній спільноті. . . . )



 


Якщо помітили помилку набору на цiй сторiнцi, видiлiть ціле слово мишкою та натисніть Ctrl+Enter.

Iзборник. Історія України IX-XVIII ст.